Информационная карта программы
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Пояснительная записка
Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего загородного палаточного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в таком лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере дети и подростки могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь для детей. Наиболее демократичным и доступным способом организации детского отдыха летом является отдых в летнем палаточном лагере. Он таит в себе целый ряд уникальных возможностей для ребенка:
  • освоить способы сотрудничества со сверстниками, приобрести опыт самостоятельности в выборе форм участия в коллективных творческих делах, сформировать умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, осознавать необходимость управления собой в четко обозначенных лагерными порядками пределах;
  • освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения развлекать и развлекаться, заложить основы культуры отдыха, развлечений и досуга;
  • получить возможность искреннего, дружеского общения со взрослыми, складывающегося в ходу успешной совместной жизнедеятельности, постоянного сотрудничества и взаимопомощи;
  • раскрыть собственные потенциальные возможности в различных видах деятельности и общения, приобрести новые интересы;
  • отдохнуть от утомительного учебного труда в ситуации свободного выбора времяпрепровождения.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Основная идея и принципы реализации программы
В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

В постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так, же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Основными принципами реализации программы являются:
  1. Принцип открытости. Дети планируют жизнь в отряде и лагере совместно с вожатыми, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
  2. Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в лагере, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах своих товарищей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д. Все это способствует личностному развитию и притягательности временного детского коллектива для ребенка.
  3. . Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие в мероприятиях необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора участия в мероприятиях с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
  4. Принцип обратной связи. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией - совместным обсуждением того, что получилось и не получилось, изучением мнения ребят, определением их настроения и перспективы участия в будущих коллективных творческих делах.
  5. Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка в коллективных творческих делах по достоинству оценивается.
Цель программы
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, обогащение их социального опыта в процессе приобщения детей к героическому прошлому страны, исторической памяти народа и включения их в соуправление жизнедеятельностью лагеря через сюжетно-ролевую игру «Тропа разведчика».
Задачи программы
  1. Организация системы оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей.
  2. Воспитание бережного отношения к истории Родины, приобщение к патриотическим традициям, формирование уважения к людям старшего поколения, чувства благодарности за их подвиги.
  3. Раскрытие творческого потенциала детей через использование многообразных форм и методов организации отдыха на основе реализации инновационно - творческого подхода в деятельности педагогов (воспитательный проект).
  4. Максимальное включение детей в соуправление жизнедеятельностью лагеря через создание временной детской организации.
  5. Использование возможностей детского временного коллектива для развития толерантности, обучения навыками самоуправления и сотрудничества.
Адресация
Программа рассчитана на детей 8 до 17 лет, ученики общеобразовательных учреждений. Участниками смены могут быть мальчики и девочки. Также возможно участие детей их семей находящихся в трудной жизненной ситуации и состоящих на профилактическом учете. Зачисление детей в лагерь производится после заключения договора и только при наличии медицинских справок и необходимых страховок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления реализации программы
Разнообразные формы работы позволяют гармонично развивать личность ребенка. Важно, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, а межличностные отношения строились на принципах творчества и сотрудничества.
В программу работы с детьми входят следующие направления:
- познавательное;
- военно-патриоическое
- техническое и нженерное
- туристическое
- досуговое;
- спортивно-оздоровительное;
- воспитательно-профилактическое;
- трудовое.
Познавательное направление
Многоплановость конкурсных программ и мероприятий позволяет развить и выявить способности каждого ребенка. В данной программе, направленной на гражданско-патриотическое воспитание детей, приобщения их к историко-боевому прошлому страны, сохранению традиций народа большое значение уделяется таким мероприятиям, как: «Линейка памяти и скорби», выставка рисунков и поделок из природного материала «Патриотический вернисаж», игра-путешествие
«Меморина», калейдоскоп детских проектов «Бессмертный полк», «Моё Знамя Победы», «Награда в моем доме», «Живая память», «Военно-полевой театр», «Музей живых картин». Мероприятия экологического характера предполагают воспитание ответственного отношения детей к природе родного края, позволяют развить чувство прекрасного, расширить интеллектуальный уровень, познать законы природы. Данное направление реализуется через такие мероприятия, как «Тропа разведчика», походы и экскурсии по памятным местам, «Экоклуб». Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания является познавательный компонент. Разнообразие предлагаемых детям творческих дел будет способствовать развитию их интеллектуальных и познавательных способностей, их организаторских, коммуникативных, прикладных умений и самостоятельности. Реализация данного направления будет осуществляться в таких творческих делах, как интеллектуальная игра «О подвигах, о доблестях, о славе», «Исторический марафон», «Музыкальный бой», праздничная программа ко Дню Независимости России «Люблю тебя, моя Россия!». На протяжении лагерной смены отрядные воспитатели проводят профилактические беседы: «Правила поведения в транспорте», «Безопасность на улице», «Движение группами». Мероприятия экологического характера предполагают воспитание ответственного отношения детей к природе родного края, позволяют развить чувство прекрасного, расширить интеллектуальный уровень, познать законы природы.
Досуговое направление
Педагогический коллектив лагеря строит свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать творческие возможности детей, расширять их кругозор, раскрывать их творческий потенциал, осуществлять гармоничное развитие личности ребенка. Творчество, фантазия, современные технологии, нетрадиционный подход к делу- все это легло в основу педагогической работы в лагере. Отправной точкой в досуговом направлении являются интересы детей. Им предлагается развивать собственные идеи и выбирать виды творческой деятельности, которые им по душе. Для детей предлагаются коллективно - театральная игра «Горячий камень», презентация отрядов «На страже Родины», КВН «Так держать!», конкурс «Ребята присягают России», просмотр видео- и кинофильмов, конкурсы рисунков «Слава солдатская», «Никто не забыт, ничто не забыто», конкурс- концерт «На привале», «Солдатские потешки», заключительный концерт «Салют, Победа!». Роль педагогического коллектива заключается в умелом определении и поддержке творческих задатков детей, поэтому в работе временного детского коллектива многое связано с энтузиазмом и мастерством вожатых, руководителей кружков и секций.
Спортивно - оздоровительное направление
Способствовать формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья призваны все мероприятия этого направления: комплексы упражнений утренней зарядки «В здоровом теле - здоровый дух», спортивные соревнования «Наши рекорды - юбилею Победы», «Тропа разведчика», спортивные часы, эстафета юных пожарных «На огневом рубеже», военно-спортивная эстафета «На страже Родины».

Все это поможет развивать у детей конкретные спортивные игровые умения и навыки: выполнять комплекс утренней зарядки, быть организатором различных, спортивных и подвижных игр, туристические навыки и многое другое.

Физическое воспитание в лагере имеет главную роль, задачей которого является укрепление здоровья детей, разностороннее физическое развитие, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом.
Трудовое направление
Традиционно в оздоровительном лагере организуется трудовой десант. Кроме игр, дети занимаются благоустройством своих отрядных комнат и территории лагеря. За каждым отрядом закрепляется сектор лагерной территории. Дежурный отряд помогает работникам «полевой кухни» в организации питания ребят. На специальном информационном стенде отражается успех каждого отряда в трудовой деятельности.
Творчество в кружках и секциях
Работа в кружках предполагает вовлечение в разнообразную творческую деятельность наибольшего количества детей с учетом их интересов и потребностей. Через творчество можно воспитывать детей ненавязчиво, без принуждения, ориентируясь на их задатки. Организация работы кружков и секций направлена на развитие способностей детей и подростков, эмоционально относиться к красоте и на развитие потребности впечатлений эстетического характера. В лагере созданы все условия для творческого общения детей.

Время работы кружков определено распорядком дня. Руководитель кружка ведет журнал учета членов кружка, отмечает темы занятий и готовится к творческому отчету о деятельности кружка по окончании смены.

В ходе реализации данной программы все помещения кружков получают особые названия:
«Зал памяти» - творческая студия,
«Юный суворовец» - ОФП, огневая и тур. подготовка
«Медсанбат» - медицинская помощь,
«Военный корреспондент» - пресс-центр.

Эстетическое воспитание детей в кружках направлено на формирование у них любви к искусству, на развитие эстетического чувства, любви и понимания окружающей природы.

Формы и методы работы определяются педагогическим коллективом на принципах гуманности и демократии, развития инициативы и самостоятельности детей, с учетом их интересов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа смены реализуется в три этапа: организационный, основной и заключительный. Виды деятельности на каждом из этапов представлены в таблице.
Описание сюжетно-ролевой игры
Предлагаемая программа предназначена для учащихся периода детства. Проект рассчитан на одну лагерную смену. В его основе лежит сюжетно-ролевая игра «Тропа разведчика», главным действующим лицом которой является Валя Котик. С ним в течение всей лагерной смены дети заочно побывают на местах боевых сражений, в городах-героях, пройдут партизанскими тропами, совершат экскурсии по памятным местам родного города и т. д. Исходя из принципов демократизации, развития самостоятельности и инициативы детей, количество и разновидность конкурсов и соревнований варьируется в зависимости от желания детей. В ходе сюжетно-ролевой игры все помещения и кружки получают особые названия:
«Зал славы» - актовый зал,
«Высота патриотов» - спортивный зал,
«Полевая кухня» - столовая,
«Медсанбат» - медицинский кабинет.

Названия, эмблемы, а главное - содержание деятельности оказывают глубокое эмоциональное воздействие, вызывают интерес к славному прошлому нашего народа.

Каждый день начинается с солдатской разминки, который может проводить бравый боец Василий Теркин. Затем командиры отрядов объявляют приказы и план работы на день, благодарности по итогам прошедших дел. Валя Котик вручает переходящие вымпелы отрядам-победителям за победу в общелагерных мероприятиях, за интересную и насыщенную жизнь в отряде, за зарядку, за чистоту территории.

В течение смены каждый отряд за участие и победу в общелагерных мероприятиях получает звезду в свой праздничный салют в честь победы. Форма звезды указывает направление деятельности, а цвет - на результат. По окончанию игры определяют, чей же салют оказался самым ярким и праздничным, т.е. подсчитывают количество звезд разных цветов. Отрядам-победителям вручаются грамоты, сувениры, сладкие призы. На «Карте героических дорог» отмечаются маршруты продвижений и текущие итоги соревнования. На общелагерном уголке в центре изображен вечный огонь, к нему ведут «аллеи славы» (по количеству отрядов), на которых каждый отряд высаживает свои цветы. Чем ярче и интереснее жизнь в отряде, тем больше цветов на аллее. Все отряды самостоятельно оформляют свою палатку, указывают на ней название и девиз. У каждой палатки изображен «костёр настроения», а дымок от костра показывает чистоту в отрядной комнате.

Принцип демократизации будет реализовываться через развитие в детях самостоятельности и инициативы в процессе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Название органа самоуправления в лагере дети придумают сами. В данном органе будут работать представители от каждого отряда и вожатые. Положение о деятельности совета разрабатывается детьми, вожатыми, педагогами и администрацией лагеря.

Каждый отряд выбирает себе название и девиз в соответствии с тематикой смены. Каждый отряд имеет свой отличительный знак – флаг, определенного цвета. Воспитатели, вожатые - значки, галстуки.

В течение дня санитарный пост проверяет санитарное состояние кабинетов.

Свои пожелания и замечания по работе органа самоуправления, предложения об улучшении жизни в лагере дети могут отправить в виде «солдатских треугольников» через «Полевую почту». Каждый день эти сообщения передаются в администрацию лагеря, содержание этих сообщений анализируется, принимаются меры по устранению недостатков в работе лагеря, изменяется план воспитательных дел с учетом пожеланий детей.

В период проведения спортивных состязаний формируется служба безопасности из детей, желающих заниматься профилактикой ДДТТ, ПБ, правонарушений среди участников проекта.

Жизнь детей в течение смены освещает пресс-центр, который выпускает «Боевой листок». Каждый отряд выпускает по одному номеру газеты.
Символами лагеря являются флаг и гимн.
В лагере действуют свои законы:
  • Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории!
  • Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других!
  • Закон добра. Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе!
  • Закон правды. Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  • Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека!
  • Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
  • Закон добросовестного отношения к игре
Соблюдай правила игры, умей проигрывать достойно, относись к сопернику с уважением.
План сетка мероприятий на 14 дней
Материально-техническое обеспечение и организация жизнедеятельности участников в лагере
1. Организация проживания и питания участников
Дети проживают в палаточном городке, проживают в шестиместных палатках, которые установлены на деревянных поддонах. Для проведения вечерних сборов возле костра на территории установлены деревянные навесы с лавочками вокруг костровой зоны.

Штаб лагеря – это большой крытый шатер, в нем проходят теоретические занятия, настольные игры и просмотр кинофильмов.

На территории оборудованы душевые и туалетные комнаты, а также умывальники для утренних гигиенических процедур.

Также присутствуют спортивные площадки для игр в футбол, волейбол, баскетбол, полигон для стрельбы, скалолазная стенка, веревочный городок и полоса препятствий.

Территория лагеря оборудована стационарной столовой. Питание участников осуществляется в столовой 5 раз в день. Питание и аренда оборудования осуществляется по договору аренды с ООО «Фэмэли-Арт».
2. Медицинское обслуживание
На территории лагеря работает круглосуточный медицинский пункт, который имеет все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи и медикаменты. В более сложных ситуациях пострадавший доставляется в Иркутскую районную больницу дежурной машиной. Медицинское обслуживание осуществляется по договору аренды с ООО «Фэмэли-Арт».
3. Охрана лагеря
На территории лагеря осуществляется круглосуточная охрана участников. Охранное обслуживание осуществляется штатными работниками ООО «Фэмэли-Арт».
4. Программное обеспечение лагеря (комплект участника)
Все участники лагеря за счет бюджета обучающих программ получают в личное пользование следующее имущество:
- военный берет
- балаклаву
- военный билет
- призовой комплект
Что необходимо иметь с собой участнику кемпинга (личное снаряжение)
Перед поездкой в лагерь необходимо собрать вещи заранее, которые обязательно пригодятся участнику в лагере.
Необходимая одежда:
- накидка от дождя или непромокаемая куртка
- одежда в пасмурные дни (теплые штаны, свитер, куртка, легкая шапка)
- одежда в жаркие дни (шорты, футболки, майки)
- камуфляжный костюм
- запасное нижнее белье
- запасные носки (6 пар простых, 2 пары теплых)
- кроссовки, сланцы, кеды
- перчатки х\б – 2 пары
Для личной гигиены:
- полотенце для душа, так же маленькое полотенца для рук.
- предметы личной гигиены, туалетные принадлежности, влажные салфетки для гигиены.
Прочие предметы:
- фонарь (налобный) и комплект батареек
- предметы хобби (гитара, и т.д.) если есть
- персональная аптечка (от индивидуальных заболеваний) если есть (передается мед. работнику во время заезда!)
- небольшая надувная подушка, простыня 2 шт, наволочка 2 шт.
- фотография 3*4 – в количестве 2 шт
Планируемый результат
В результате реализации программы осуществится социализация личности детей (через включение в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности); улучшится их эмоциональное и физическое состояние; будет формироваться активная гражданская позиция.

Получив положительный импульс к общению в лагере, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, смогут строить свои отношения со сверстниками и вне лагеря.
Место реализации
Залив «Большой Калей», дер. Новогрудинина, Иркутский район, Иркутской области.
ООО «Фэмэли-Арт»
Адрес офиса: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта 125
тел. +7 (914) 882-79-41

2022 CS Camp
Организация является социально ориентированной и реализует социальные проекты на территории Иркутской области

Made on
Tilda